Кто создал современный маркетинг?

Известно ли имя этого человека?

В буквальном переводе маркетинг означает – «рыночная деятельность». Разумеется, подобная деятельность у людей была уже задолго до Рождества Христова, однако упорядоченные действия по продвижению товара и взаимодействию с покупателем появились не так уж и давно.

В девятнадцатом столетии в большинстве западных стран, благодаря развитию промышленности и росту производства, рынок стал значительно расширяться, что привело к зарождению рекламно-маркетинговой деятельности.

В первые годы двадцатого века было начато преподавание маркетинга в таких университетах США, как: Мичиганский, Университет Беркли в Калифорнии и Университет Иллинойса. Однако ещё на протяжении более полувека маркетинг оставался второстепенной деятельностью, не являясь, по сути, научной областью знаний.

Американский маркетолог с российскими корнями

В мае 1931 года в Чикаго, в семье Котлер, приехавшей в США в 1917-м из России, родился сын, которого назвали Филип. Когда он окончит школу и продолжит своё образование, то вначале получит магистерскую степень в области экономики в Чикагском Университете, потом степень доктора философии, опять-таки в области экономики, – в Массачусетском Технологическом Институте, затем защитит научную работу по математике в Гарвардском Университете. А ещё он будет проводить исследования в области поведенческих наук в Университете Чикаго.

Почерпнутые из других наук знания, Котлеру удалось собрать воедино, систематизировать, обобщить и связать в самостоятельное понятие «маркетинг», создав из обрывков единое целое. Фактически он стал тем, кто выделил маркетинг в отдельную область научных знаний.

В 1962-м Котлер становится профессором международного маркетинга. Он ведёт преподавательскую работу в Высшей школе менеджмента при университете в Иллинойсе. Написал более 100 статей для ведущих специализированных журналов. Филип Котлер стал единственным автором, который был трижды удостоен ежегодной премии Альфа Каппа Пси, присваиваемой за лучшую статью для Journal of Marketing.

Книги

Однако мэтр известен в мире маркетинга не только благодаря его статьям и лекциям. В 1967 году выходит первая книга Котлера «Маркетинг-менеджмент», ставшая наиболее широко используемым в мире учебником в области маркетинга. Среди других написанных им учебников особой популярностью пользуется книга «Основы маркетинга», которую нередко называют «Библией маркетологов». Она была написана автором уже после издания многих его книг, исследовавших различные стороны маркетинга. Фактически эта книга объединила и систематизировала все основные данные по изучаемому вопросу.

Особая ценность её ещё и в том, что эта научная работа рассчитана на неискушённого читателя. Она написана простым языком и предельно доступно рассказывает о сложных социально-экономических явлениях. Впервые изданные на русском в 1990 году «Основы маркетинга» стали проводником в мир рыночной экономики для многих бывших советских граждан.

Именно в этой книге Филип Котлер даёт предельно лаконичное определение маркетингу, ставшее на сегодняшний день, пожалуй, самым цитируемым:

«Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

Среди других наиболее известных книг автора: «Введение в маркетинг», «Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования», «Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер», «300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер».

Достижения

Но профессор Котлер не ограничивается только литературной и преподавательской деятельностью. Ведь теория без практики мало чего стоит. В разные годы Филип Котлер занимает ответственные посты в различных научных и бизнес-структурах. К услугам мэтра в области маркетингового консалтинга не раз прибегали такие индустриальные гиганты, как: IBM и General Electric, Samsung и Coca-Cola, Michelin и Bank of America, Merck и Honeywell, Hyundai и Motorola.

 

Кроме того Котлер консультировал властные структуры многих стран по вопросам грамотного распоряжения национальными ресурсами. Им разработаны такие концепции, как мегамаркетинг, демаркетинг, синхромаркетинг и турбомаркетинг.

Он объездил полмира, проводя консультации и выступая с лекциями. Не обошёл стороной и Россию – родину своих родителей. 13 марта 2014 Филип Котлер был удостоен степени почётного доктора Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Тем не менее, чрезвычайно активная профессиональная деятельность не помешала Филипу Котлеру обзавестись семьёй и стать хорошим мужем и отцом. Вместе с женой они вырастили трёх замечательных дочерей.

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЛЫКУ
Мы раз в неделю отправляем самые $екретные материалы
* обязательные поля
Нажимая на кнопку, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных